Врождённая грамотность

Табличка у дома совы

Многие слышали о врождённой грамотности. Вызывает восхищение человек, способный писать без ошибок легко, быстро и красиво, не задумываясь над правописанием. Кто-то может похвастаться знакомством с обладателем этого замечательного навыка, а некоторые — даже её наличием у себя.

Только что мы назвали врождённую грамотность навыком и это неслучайно! Достаётся она кому-то с рождения или всё-таки нарабатывается? Если это дар небесный, то почему одарённый счастливец не может вдруг начать писать без ошибок на любом иностранном языке? В чём помогает и как может навредить обладание так называемой врождённой грамотностью?

Не врождённая, а приобретённая

Сразу отметим, что термин «врождённая» здесь не вполне уместен, ведь человек не рождается сразу грамотным. И говорить, и читать, и писать ему ещё только предстоит научиться. Уже один этот факт говорит о том, что грамотность врождённой быть не может.

Врождённая грамотность

Конечно, можно рассматривать данное умение, как некий дар свыше, но видится более разумным называть это благо приобретённым. Многие наши способности зависят от того, как сложится дело с их обнаружением в раннем возрасте. Смогут ли правильно их использовать родители, да и сами дети?

Чтение помогает

Существуют определенные факторы влияния, способствующие развитию так называемой «врожденной грамотности», основные из них: хорошая зрительная память и регулярная практика чтения.

Зрительная память

Зрительная память позволяет хранить и извлекать ранее запомнившиеся визуальные знаки, символы, текст. Ученики, которые не развивают свои навыки визуальной памяти, часто испытывают трудности с запоминанием внешнего вида слов или букв, необходимых для чтения и правописания. Исследования показывают: 80% всех знаний приобретаются благодаря зрительной памяти, она является одним из важнейших аспектов обучения.

Практика чтения

Зрительную память можно и нужно развивать при помощи регулярной практики чтения, в больших объёмах и на разнообразную тематику. Чем чаще взгляд встречается с «правильным» текстом, тем крепче и качественнее ученик усваивает правильное написание, так постепенно формируется орфографическая зоркость. Чем раньше ребенок начинает читать, тем больше у него шансов приобрести «врождённую» грамотность. Ещё раз повторим, это должна быть грамотно отредактированная литература.

Владение русским языком

Грамотное владение русским языком, как неотъемлемая часть речевого этикета — хорошее подспорье в течение всей жизни. Благодаря ему, в школе большинство упражнений выполняется без существенных усилий. Во взрослой жизни не приходится краснеть за нелепые ошибки в письмах и, что хуже, на публичных носителях информации. Уверенное владение родной речью является важной составной частью такого навыка, как ораторское искусство.

Вспомним, сколько «положительных» эмоций приносят нам оформленные с ошибками публичные вывески, заголовки статей в газетах, реклама на местном телевидении. Часто это следствие невнимательности, а иногда — элементарной неграмотности. Различного рода очепятки вообще можно выделить в самостоятельный юмористический жанр.

Проспект Римского Корсакого Патачу нож ножницы Машыны на люк не ставить

Только не каждый человек, будучи объектом таких насмешек, способен посмеяться над собой. Люди с «врождённой» грамотностью и острым вниманием в данных ситуациях находятся в более выгодной роли.

Когда врождённой грамотности недостаточно

Хочется взять и подарить

Врождённая грамотность не гарантирует 100%-ное написание без ошибок. В обычной жизни здесь нет проблемы, всегда можно сформулировать свои мысли короче или проще. Но бывают моменты, когда цена одной грамматической ошибки становится очень дорогой. Речь идет о вступительных экзаменах, прохождении тестов, составлении ответственных документов.

Тот, кто интуитивно пишет без ошибок, часто не знает правил (зачем их учить, если и так всё понятно?). Тесты, как правило, преследуют цель проверить знание теории, а задания в них построены так, что одной общей грамотности может оказаться недостаточно. Одно только умение писать слова без ошибок не гарантирует получение отличных отметок в школе, распространённой проблемой остается расстановка знаков препинания.

Чтобы поступить в ВУЗ, и особенно на специальность с лингвистическим уклоном, необходимо хорошо знать всю программу по русскому языку. Подготовку можно вести самостоятельно, в авральном режиме и без помощи репетитора. Но всегда лучше готовить сани летом, и не на одну зиму, и совсем неплохо обратиться при этом к специалисту, который сэкономит силы и время ученика для новых прекрасных свершений.

|^вверх^|

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

Автор статьи:

Комментарии  

 
-2 #7 Анна 24.01.2016 05:17
У меня врождённая грамотность была с детства, хотя в то время я не очень-то читала книги. Именно поэтому мне понравился предмет "Русский язык". Кстати, с пунктуацией тоже проблем не было. Училась я средненько и хорошей памятью похвастаться не могла бы. Моя сестра училась лучше, но врождённой грамотностью не обладает. Думаю, что грамотность вполне может быть именно врождённой. Просто чтение и хорошая память её (грамотность) улучшают, конечно!
Цитировать
 
 
0 #6 Роман Руссу 04.10.2015 15:04
У меня врождённая грамотность, но бывает, она подводит. Например,вижу словосочетание, думаю: "Что-то неправильно" - ищу ошибку, а её нет
Цитировать
 
 
+1 #5 Татьяна 19.08.2015 20:30
Но мы же считаем, например, что у ребенка математический дар. Он легко решает задачи и т.п. Если его не обучать, то этот дар останется рудиментарным. Также и Домовушка пишет у девочки есть литературный талант, какой величины неизвестно. Если ничего не делать, то он и останется на примитивном уровне (если девочке не повезет). Так и с так называемой врожденной грамотностью. Просто ребенок грамотнее, чем другие дети пишет, правил не знает, но есть "музыкальный" слух (это просто мое сравнение). Вот и все. Если не учить, то, естественно, правил не знает и тест не напишет, урок не ответит. Здесь главное: некоторые люди грамотнее пишут не из-за того, что читают много или правила знают, или диктантов больше с мамой писали. А просто чувство языка есть. Не все же могут корректорами работать!
Цитировать
 
 
+6 #4 В.Д.Байков 12.09.2013 07:19
Первый раз встречаю статью по поводу так называемой "врожденной грамотности", с содержанием которой полностью согласен.
Еще одно подтверждение этому. У меня не может быть "врожденной" английской и немецкой грамотности, так как я родился и прожил более 50 лет в России. Но чтение с ранних лет английских и немецких книжек плюс зрительная память позволяют писать мне на этих языках грамотно, т.е. без орфографических ошибок.
А в "чужих" текстах я их сразу чувствую!
Даже при беглом просмотре. Примерно так же как музыкант слышит фальшивую ноту.
Цитировать
 
 
0 #3 Домовушка 30.01.2013 14:53
Идеальная грамотность - миф. У кого-то есть склонности к безошибочному написанию, у кого-то - к музыке, а кто-то - классный повар. Что природой дано - то и получили. И чтение ОГРОМНОГО количества книг совсем не гарантирует абсолютную грамотность при письме - пример моей дочери, хотя она пишех интересные сказки в стихах. Ей неважно, есть в тексте ошибки или нет - она быстро пишет, совершенно не обращая внимания на правописание. Исправляет потом, причитывая написанное. А в процессе письма ей важно просто записать мысль - и неважно, как это будет сделано.
Цитировать
 
 
+5 #2 1 13.07.2011 14:26
А разве "врожденная грамотность" не включает в себя чувство знаков препинания???
Цитировать
 
 
+2 #1 Марина 31.10.2010 21:38
Ребенок не рождается грамотным. Определенно, грамотность приобретается (нарабатывается , накапливается и т.д.) в течении жизни.
Цитировать
 

Добавить комментарий

На сайте работает премодерация. Ваш комментарий появится сразу после проверки.


Защитный код
Обновить