Врождённая грамотность

Многие слышали термин врождённая грамотность. Вызывает восхищение человек, способный писать без ошибок легко, быстро и красиво, не задумываясь над правописанием. Кто-то может похвастаться знакомством с обладателем замечательного навыка, а некоторые — его наличием у себя.

Мы назвали врождённую грамотность навыком неслучайно! Достаётся она кому-то с рождения или нарабатывается при жизни? Если это дар небесный, то почему одарённый счастливец не может вдруг начать писать без ошибок на любом иностранном языке? В чём помогает и как может навредить обладание так называемой врождённой грамотностью?

Не врождённая, а приобретённая

Обретение врождённой грамотности

Сразу отметим, что термин «врождённая грамотность» здесь не вполне уместен, ведь человек не рождается сразу грамотным. Говорить, читать и писать ему предстоит научиться. Уже этот факт свидетельствует, что грамотность не бывает врождённой.

Конечно, можно рассматривать данное умение, как некий дар, но видится разумным называть это благо приобретённым. Многие способности человека зависят от того, как сложится дело с их обнаружением в раннем возрасте. Смогут ли правильно их использовать родители, да и сами дети?

Существуют определенные факторы влияния, способствующие развитию так называемой «врожденной грамотности»: хорошая визуальная память и регулярная практика чтения.

Зрительная память

Визуальная память позволяет хранить и извлекать ранее запомнившиеся визуальные знаки, символы, текст. Ученики, не развивающие навыки визуальной памяти, часто испытывают трудности с запоминанием внешнего вида слов или букв, необходимых для чтения и правописания. Исследования показывают: 80% всех знаний приобретаются благодаря зрительной памяти, она является одним из важнейших аспектов обучения.

Практика чтения

Практика чтения

Зрительную память можно и нужно развивать при помощи регулярной практики чтения, в больших объёмах и на разнообразную тематику. Чем чаще взгляд встречается с «правильным» текстом, тем крепче и качественнее ученик усваивает правильное написание, так постепенно формируется орфографическая зоркость. Чем раньше ребенок начинает читать, тем больше шансов приобрести врождённую грамотность. Ещё раз повторим, это должна быть грамотно отредактированная литература.

Владение русским языком

Грамотное владение русским языком, как неотъемлемая часть речевого этикета — хорошее подспорье в течение всей жизни. Благодаря ему, в школе большинство упражнений выполняется без существенных усилий. Во взрослой жизни не приходится краснеть за нелепые ошибки в письмах и, что хуже, на публичных носителях информации. Уверенное владение родной речью является важной составной частью такого навыка, как ораторское искусство.

Вспомним, сколько «положительных» эмоций приносят нам оформленные с ошибками публичные вывески, заголовки статей в газетах, реклама на местном телевидении. Часто это следствие невнимательности, а иногда — элементарной неграмотности. Различного рода очепятки вообще можно выделить в самостоятельный юмористический жанр. Если врождённая грамотность — не ваш конёк, хотя бы приобретите её!

Ошибка в названии улицы Заточка ножниц Машины на люк не ставить

Не каждый человек, будучи объектом таких насмешек, способен посмеяться над собой. Люди с врождённой грамотностью и острым вниманием в данных ситуациях находятся в более выгодной роли.

Когда врождённая грамотность не спасает

Взять и подарить

Врождённая грамотность не гарантирует 100%-ное написание без ошибок. В обычной жизни можно сформулировать свои мысли короче или проще. Но бывают моменты, когда цена одной грамматической ошибки становится очень дорогой. Речь идет о вступительных экзаменах, прохождении тестов, составлении ответственных документов.

Тот, кто интуитивно пишет без ошибок, часто не знает правил (зачем их учить, если и так всё понятно?). Тесты, как правило, преследуют цель проверить знание теории, а задания в них построены так, что одной общей грамотности может оказаться недостаточно. Одно только умение писать слова без ошибок не гарантирует получение отличных отметок в школе, распространённой проблемой остается расстановка знаков препинания.

Чтобы поступить в ВУЗ, и особенно на специальность с лингвистическим уклоном, необходимо хорошо знать всю программу по русскому языку. Врождённая грамотность в этом деле не спасёт от всех бед. Подготовку можно вести самостоятельно, в авральном режиме и без помощи репетитора. Лучше готовить сани летом, и не на одну зиму, неплохо обратиться при этом к специалисту, который сэкономит силы и время ученика для новых прекрасных свершений.