Деловое общение

Деловое общение это комплексный процесс. Нужно уметь установить контакт с собеседником, расположить его к себе, научиться выслушивать, понимать другого человека и уважать его мнение. Иногда люди позволяют себе невнимательно отнестись к разговору, не задумываясь о последствиях. Подобное поведение при общении в деловой сфере влечёт за собой ощутимые неприятности. Это может разрушить карьеру отдельного сотрудника или привести к пропасти целую компанию.

Что такое деловое общение

Деловое общение — процесс достижения взаимодействия, при котором происходит обмен информацией, знаниями и деятельностью. Оно направлено на достижение поставленных целей, конкретного результата или решение вопроса.

Передача информации может происходить разными способами. Эффективность донесения мыслей и идей, сильные стороны и ограничения также будут разными. Верный баланс между выбранными способами коммуникации обеспечит максимальный охват целевой аудитории с необходимым уровнем конверсии в результат.

Способы общения в бизнесе

Деловое общение может быть реализовано через непосредственный контакт. В этом случае его называют прямым общением. Такой способ коммуникации наиболее эффективен, поскольку имеет силу эмоционального воздействия. В бизнесе также имеет место косвенное общение. Это такие случаи, когда между участниками взаимодействия пролегает пространственная или временная дистанция.

По признаку дистанции
ПрямоеКосвенное
Лицом к лицуНа дистанции
Эмоциональное воздействие усиливает эффектОбстоятельное изложение информации
Ограниченное количество встречПониженная конверсия в результат

Деловое общение может выражаться с помощью слов или знаков, как это происходит при обычной коммуникации. Разговор посредством голосовой речи называется вербальным. Речь позволяет передать интеллектуальные соображения индивида и однозначные сообщения. Когда в разговоре имеют место жесты, сила голоса, мимика, то говорят о невербальном общении. Оно используется для установления эмоционального контакта и выяснения реального отношения между людьми через распознавание настроений.

По вербальному признаку
ВербальноеНевербальное
Голосовая речьЖесты и мимика
Однозначная передача информацииУстановление эмоционального контакта
Сложность в передаче эмоцийВероятность выдать скрытые мотивы

Конечно же, в прямом общении невозможно отделить вербальное обращение к собеседнику от невербального. Их условное разделение призвано подчеркнуть важность эмоционального окраса речи в процессе коммуникации. На деловых встречах, презентациях и других публичных выступлениях навыки оратора помогают убедить слушателей принять нужное решение.

Двухуровневый диалог

В официальном общении иногда имеет место двухуровневый диалог. Так называют стиль разговора, в котором значительную роль играют невербальные знаки. Звучат слова определённого значения, но общий смысл передаваемой информации расширяется за счет контекста: жестов, мимики, скрытых от посторонних фактов, известных только собеседникам. Воспринять такой диалог в полной мере способен лишь определённый круг лиц.

Формы делового общения

Коммуникации в мире бизнеса могут принимать разные формы, от почтовой переписки до виртуальных встреч. Основные виды делового общения для наглядности приведены в таблице.

Электронное письмо
Виды делового общения
Форма коммуникацииХарактеристики
ПерепискаОбмен документами в бумажном и электронном виде
БеседаКороткая форма устного обмена деловой информацией
СовещаниеОбщение руководства и исполнителей в одной организации
ВыступлениеПубличная передача сведений выступающего аудитории
ПереговорыПартнёрская форма общения
СпорКонфликт в ходе деловой коммуникации
ВебинарДистанционное общение посредством телекоммуникаций

Официальная переписка

Одна из форм делового речевого этикета, при которой общение осуществляется письменно, в бумажном или электронном виде.

Специально обученный менеджмент составляет и отправляет письма разной тематики. Деловую переписку можно разделить по направлениям:

  • Внешняя: от имени организации в адрес сторонних учреждений
  • Внутренняя: личная деловая переписка между отделами и сотрудниками

По содержанию официальные письма могут быть такими:

  • Благодарственные письма
  • Коммерческого содержания с предложениями или претензиями
  • Требовательные или в форме запросов
  • Письма-опровержения
  • Поздравительные, соболезнования и другие

К разным видам писем предъявляются свои требования, сообразно тематике и направлению. В письме должны присутствовать формулы вежливости — обращение и заключительная фраза.

Деловая беседа

Это основной вид коммуникации в бизнесе, он подразумевает устный контакт между собеседниками. В разговоре решаются срочные и текущие вопросы, поэтому он должен иметь конкретную цель и временной лимит, чтобы не превратиться в пустую болтовню. Собеседование соискателя и нанимателя — отдельная форма делового общения, важная для обеих сторон.

Деловые переговоры

Деловые совещания

Совещание — ключевой способ управления бизнесом. В ходе общения руководителя, глав подразделений и других приглашённых сотрудников происходит обмен оперативной информацией и подведение итогов предыдущих встреч. Результатом должны стать конкретные решения и назначены ответственные за их исполнение. Селекторные совещания дистанционно проводят руководители высшего звена с управленцами на местах.

Публичное выступление

Выступающий доносит до аудитории информацию по конкретной теме. Он должен доходчиво осветить проблему, ответить на уточняющие вопросы. Презентация сопровождается демонстрацией вспомогательных материалов. Эта форма общения экономит общие затраты времени коллектива, за счёт изучения темы одним сотрудником.

Деловые переговоры

Общение между партнёрами, при участии не менее двух сторон. Переговоры должны привести к достижению соглашения, заключению контракта или договорённости о сделке. Они требуют тщательной подготовки и могут отличаться техникой проведения.

Спор и конфликты

Деловое общение может обернуться спором и возникновением конфликтной ситуации. Исчерпание фактов, достоверной информации и веских аргументов приводит к столкновению интересов. Бурные эмоции порождают откровенный спор, при котором не всегда рождается истина, поэтому он часто заводит ситуацию в тупик. Участники конфликта забывают о деловом этикете, упорно доказывая свою точку зрения. Признаком профессионализма считается умение в ходе спора выйти на конструктивный диалог.

Вебинар

Вебинары и видеоконференции

Традиционные теле- и видеоконференции в прошлом веке были доступны лишь крупным компаниям. Благодаря развитию интернета, этот способ коммуникации стал общедоступным. Вебинары в корне изменили принципы функционирования бизнеса, давая колоссальную экономию времени и материальных затрат.